РОЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО СЛОВА В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

Дети – это зеркала,

которые отражают нам всё,

что мы говорим и делаем

Пэм Лю

 

Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Родить человека – это ещё не значит стать отцом или матерью. Высшей мерой отцовства и материнства является подлинная человеческая дружба»… Воспитание без дружбы с ребёнком, без духовной близости с ним, можно сравнить с блужданием в полной темноте.

С первых дней жизни ребёнок видит перед собой – материнские глаза,

её улыбку. Он слышит и родительское ласковое слово.

Да, именно Вы, дорогие родители, учите своего ребёнка познавать

значение слова: его силу или слабость, твёрдость или мягкость, нежность или грубость… Как много значит для Вашего ребёнка простое, твёрдое и разумное материнское слово!

Ребёнок ещё не понимает значение слов колыбельных песен, именно в них он впервые слышит ласковое слово: сыночек, доченька, радость,

счастье моё и многие другие удивительные, добрые слова.

Задумывались ли Вы, какое содержание Вашего слова? Накормить ребёнка повкуснее, «нагулять» у него розовые щёчки, одеть понарядней, накупить ему много игрушек. Безусловно, всё это нужно и важно Вашему ребёнку. Однако никакие материальные блага не заменят понимающего,  искреннего, тёплого  родительского слова.

Родительское слово – это, своего рода, «фундамент» в воспитании ребёнка, поэтому очень важно научиться управлять своими чувствами, своим словом.

… «Дай-дай-дай!» — забавно, распахнув ручки, тянется малыш к облюбованной им вещи. «На!» — откликаемся мы растроганно и подаём

ему желанный предмет: будто расчёска, очки, кружка или что-то другое – хрупкое, бьющееся. Подумаешь – разобьёт! Зато родительское сердце не будет ранено истошным детским криком. Пример далеко не новый, но, к великому сожалению, для многих родителей он не утратил своего значения. Кто из нас задумывался над тем, что означает детское «дай» и наше «на?» Слово и действие…

Конечно, пока ребёнок маленький, слово «дай» произносится им ещё не осознанно, но если «дай» и «на» постоянно подкрепляется жизненным опытом, то требования ребёнка вскоре начинают обретать осознанную настойчивость. Вот почему так важно вовремя мобилизировать твёрдое слово родителей, чтобы на детское «дай»,

«хочу» ответить, если нужно, с полной категоричностью: «нет, сыночек»,

«нет, доченька», «нельзя, сыночек», «нельзя, доченька». Постепенно, осознанное слово «нельзя», нами ,родителями,  будет заменено исполнительным словом «надо»: «надо сделать», «надо выучить», «надо запомнить»…  Иначе, мы, родители, не сможем оградить своего ребёнка от безудержных желаний. Таким образом  и начинаются строиться отношения взрослых и детей.

Родительское слово, в первую очередь, направлено на понимание ребёнка, его духовных запросов. Какие же духовные запросы могут быть у самых маленьких?  — спросите Вы, но они есть – детские, незамысловатые, и именно они являются движущей силой нравственного развития ребёнка. Это и его игры, любимые увлечения, стремление высказать близким свои маленькие (но для ребёнка значимые) обиды и радости; это и его поток вопросов: «что?», «зачем?» «почему?»; это и необходимые для ребёнка рассказы родителей о своих «взрослых» делах (разумеется, в доступной для него форме).

«Иди быстрее обедать, хватит там возиться со своей куклой!» — говорит мать дочери, которая увлечена своей игрой. Однако, ребёнок не спешит выполнять просьбу матери. Наиболее приемлемо к ребёнку обратиться следующим  образом: «Доченька, тебе и твоей кукле пришло время обедать. Садись обедать сама, а потом «покормишь» и свою куклу».

Родительское слово способно не только убеждать ребёнка. Оно является связующим звеном между Вашей душой и душой Вашего ребёнка. Дети очень хорошо чувствуют требования и желания своих родителей, поэтому в хорошей спокойной семейной атмосфере их поведение, почти всегда, можно контролировать короткими замечаниями, напоминаниями, но не приказаниями.

У школьницы в дневнике запись: «Плохое поведение на уроке!» По выражению лица ребёнка видно, что она огорчена случившимся. «Ну, ты у меня получишь, я тебе сегодня задам!» — на повышенных тонах ругается мать девочки. А поговорить с дочерью, выяснить причину случившегося в школе… Возможно, руководствуясь собственным гневом и нахлынувшими эмоциями, об этом забыли!

«Мама, посмотри скорее, мы сегодня делали поделку из цветной бумаги!» — с неподдельным восторгом говорит школьница. «Не до поделок мне сейчас!» — грубо отрезает мать. И что в итоге: ребёнок огорчён, его настроение и детский восторг – испорчены.

У родителей плохое настроение. И на маленьком человеке можно безнаказанно его выплеснуть.

Бестактное слово, грубый окрик – негативные методы воспитания.       В одном случае ребёнок привыкает не реагировать на них, и тогда, увы, не рассчитывайте на сознательное послушание, в другом – грубое, безразличное отношение к ребёнку вызывает ответную грубость, внутреннее сопротивление нашим указаниям.

Безусловно, Ваш ребёнок нуждается в серьёзном, заинтересованном отношении взрослых к себе. А если он постоянно наталкивается на равнодушие, нежелание взрослых, прежде всего родителей, разделить с ним радости и волнения, то потребность нести близким самое сокровенное постепенно угаснет. В результате детское стремление к доверительному контакту с родителями ослабнет. И, как знать, ни станут ли в скором времени родители сожалеть об этом!

Ребёнок подрастает… Вы ждёте от него рассказов о школе, учёбе, друзьях, событиях в классе. Однако, при подомном отношении, как видно из вышеуказанных примеров, напрасно ждать от повзрослевшего ребёнка искренности, откровения. Не следует удивляться его замкнутости – родители сами положили тому начало: не проявив заинтересованность к делам ребёнка.

Немаловажно отметить, что родители, которых в детстве не наказывали,  а воспитывали посредством слова, убеждения, личного примера, так же как их матери и отцы,  подобным образом смогут установить и в своих семьях  дисциплину с помощью   твёрдого родительского слова и положительного примера в воспитании своих  детей. Любящие, ответственные, справедливые, неравнодушные  родители интуитивно выбирают самые правильные решения в своих взаимоотношениях с подрастающими детьми, а уверенность в своих силах – неотъемлемый залог успеха.

Рядом с Вами растёт человек – ребёнок. Он особенно нуждается в помощи, в защите, в разумном руководстве его развитием. Относитесь к нему серьёзно, с уважением,  пониманием и заботой. А самое главное – помните,  что родительское слово для Вашего, любимого  ребёнка – это благословение на счастье, любовь и удачу!

 

Елена Владимировна Татаринова,

социальный педагог

МБОУ «ЯСШ № 2 «Школа будущего»

2 февраля в актовом зале территориального органа пгт. Форос состоялся круглый стол для многодетных семей, замещающих семей, семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Выездные

Конкурс лучших управленческих практик, реализуемых в рамках «Десятилетия детства»

АНО «Агенство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» с 20 декабря 2022 года по 23 марта 2023 года проводит Конкурс лучших управленческих практик субъектов Российской